Сказка -быль, да в ней намёк...

В психотерапевтической работе используются самые разнообразные техники и приёмы. Один из них сказкотерапия - метод, позволяющий вытащить то, что скрыто гдубоко в подсознании. Клиенту предлагается самостоятельно сочинить и записать свою сказку. Сказка является проекцией внутренних процессов, в ней в метафорической форме отражены взаимоотношения частей нашего Я, реальные жизненные события и ситуации. Сказка помогает увидеть и осознать свой жизненный сценарий и при необходимости переписать его. Вот сказка, написанная Леной М. в результате глубокой внутренней работы (после сказки мой анализ):

"Жила-была девочка. И звали ее Хельда. Она родилась в деревушке на западе Германии. Была она последним ребенком в семье. Семья жала бедно, а детей было много. Как часто бывает, последнего ребенка родители сильно любят, но к сожалению Хельду не любили. Она родилась маленькой и худенькой девочкой, с хорошим аппетитом, но с неспособностью что-либо делать. Все за что она бралась портилось. За это Хельда была часто бита отцом и матерью, а также старшими братьями и сестрами.

Хельда не была красавицей. Худенькая, маленькая с немного грубыми чертами лица, она больше напоминала мальчика, если бы не ее светлые длинные волосы и платья. Новой одежды у нее не было, старая вся была в заплатах да грязи.
Родители горевали, ведь лишний рот, да еще без перспектив им не был нужен. Они надеялись, что Хельда умрет от простуды и поэтому ее кровать была на сквозняке, надеялись на какую-то другую хворь. Но не смотря на слабость и беспомощность Хельда жила и росла, как сорневая трава.

Но вот однажды в их дом пришла Берта-травница. Она была известна в городе тем, что знала все травы от всех хворей. Кроме этого она умела заговаривать болезни, лечила скотину. Род Берты-травницы был странным, ходили слухи, что она была ведьмой. Берту взяла к себе в дом старая Гертруда, она обучила ее всему, научила слышать голоса растений и животных, лечить болезни людей и заговаривать хвори. Как и Гертруда Берта была одинокой женщиной, мужчин сторонилась, женщинам в глаза не смотрела.

Берте приглянулась Хельда и она просила родителей отдать ей девочку. Отец с матерью сильно обрадовались тому, что смогут наконец-то избавиться от такой обузы и отдали дочь Берте.

Травница выходила Хельду. Одела ее в новые чистые платья, заплела ее белоснежные косы, научила обращаться с животными, готовить пищу, шить одежду. Она учила Хельду слушать шум деревьев, шелест травы, хриплые разговоры кореньев. Со временем девушка Хельда научилась понимать голоса животных и птиц. Только человеческие сердца были для нее закрыты.

Хельда выросла, стала высокой здоровой женщиной. У нее по-прежнему были крупные черты лица, но она уже не напоминала мальчика. Скорее она напоминала умную, аккуратную женщину-послушницу. Она была сильна и умна. Умела позаботиться о себе. Всегда аккуратно прибрана, в чепчике, с немного печальными и отстраненным взглядом приходила она в дома людей, которые просили ее о помощи.

С женщинами она ладила, хотя и сторонилась их. Мужчин боялась. Всякий раз, когда в их с Бертой дом приходил мужчина, Хельда прятала глаза, старалась уйти в тень. Она чувствовала смешанные чувства, страх, волнение, печаль, безнадежность. За то, что Хельда получила от Берты, та должна была продлить род травниц, не жениться, не рожать детей. После смерти Берты Хельда должна была взять на воспитание еще одну девочку, которую научит всему тому, что знает сама.

Так шли день за днем. Хельда исправно трудилась, Берта старела, люди приходили в их дом за помощью.

В один из дней, Хельда собирала травы на сушку в лесу и увидела волчицу, которая сильно подволакивала ногу. Хельда подошла к ней и поздоровалась. Волчица ответила ей. Рассказала, как в бою повредила ногу, что ее выгнали из стаи, как слабую, что в стае у нее остались маленькие волчата. Хельда предложила свою помощь и через несколько дней волчица бегала, как будто с ней ничего и не было. За это она предложила выполнить одно желание Хельды. Хельда долго думала и попросила ее хотя бы на мгновение услышать зов своего сердца, понять, почему действительно тоскует Хельда.

Так и произошло. В один из вечеров, когда Берта и Хельда лечили воина Хельда почувствовала странное жжение в груди. Обычно она безучастно помогала травнице, боялась даже взглянуть на мужчину, но в этот раз она почувствовала сильную тоску. Тоску по любви, по нежности, по жизни. Все время Хельда отдавала себя, свою жизнь и ее сердце опустело. Она ждала любви.

Это жжение не прекращалось и ночью. Сердце женщины звучало музыкой, первобытной, ритмичной музыкой жизни. Сердце Хельды выпрыгнуло наружу и превратилось в бубен. Хельда поднялась и огляделась. Она была раздета, ее светлые волосы растрепались и стали черными как крыло у сокола. Тело само поддалось звукам музыки и начало свой танец. Хельда танцевала почти всю ночь. Но не знала, что из окна за ней наблюдает волк их стаи волчицы. Он видел первобытный танец женщины, видел ее горящие глаза, волосы, грудь. Он пожелал видеть ее у себя в стае.

Утром он нагнал Берту и упросил отдать ему Хельду, если она сама того пожелает. В замен он обещал продлить жизнь Берты на многие века. Берта согласилась и тот час стала молодой, как тогда, когда забрала Хельду к себе в дом.

Днем Хельда увидела Берту и не поверила своим глазам. Перед ней стояла молодая, красивая травница. Берта рассказала Хельде о своем уговоре с волком.
Хельда была напугана, она не знала, что ей делать. Ей было страшно идти в лес к волку. Снова она жизнь преподносит ей испытание. Но все же для нее это было лучше, чем тусклая, но чистая старость и смерть в доме у травницы.

На следующее утро Хельда одела свой лучший сарафан, прибрала волосы и пошла в лес. Пока она шла, волосы расплелись и снова стали черными ка смоль. Сарафан начал таять на глазах, а сердце застучало так же звонко, что и ночью. Пройдя вглубь чащи она остановилась. Там было тепло и веяло безопасностью. Внезапно среди кустов сверкнули чьи-то два глаза. Это был волк. Он забрал Хельду с собой и больше их никто не видел. Но говорят, что самыми лунными ночами люди слышат в лесу звуки двух бубнов, которые разносят красивую музыку любви… "

Анализ сказки

С большим интересом прочитала сказку. Вот те мысли и мои комментарии, которые пришли ко мне после её осмысления. В сказке три основных женских образа: Хельда, Берта, раненая волчица и два мужских – больной воин и волк, вожак стаи. Для меня эта истории - это некий определённый путь познания души, путь вхождения в земную жизнь.

Среди людей, в семье родился человечек - девочка, некрасивая, неумелая, в семье неприкаянная. Рядом нет никого, кто мог бы подсказать, помочь, обогреть, обласкать. Душа дезориентирована, возможно, она впервые пришла на землю, возможно, так было предопределенно заранее. Есть ощущение, что душа как-бы не вошла в тело до конца, она где-то зависла... Но девочка растёт, словно сорная трава, в ней живёт поразительная витальность, неиссякаемая тяга к жизни. И небеса протягивают ей свои руки помощи и поддержки в лице Берты-травницы.

Берта помогает людям через лечение травами. Люди живут своей земной жизнью, не всегда праведной, в результате дисгармонии с Природой обретают болезни, страдания. У Берты есть некие тайные знания, которые к ней пришли через другую женщину-травницу. Передача этих знаний некая традиция. Обретая их, человек становится одиноким на Земле. Эти знания связывают, соединяют Берту с Великой Тайной, с тем местом, откуда вышли и пришли на землю все души для постижения смысла бытия. Великая Тайна это Любовь, Гармония, Единение. А Берта связующее звено между миром Божественным и земным. Не случайно и то, что тайные знания несёт в себе Женщина. Женское начало – воспринимающее, именно оно имеет прямой доступ ко всему непроявленному, скрытому, тайному.

Душа девочки потянулась к Берте. Она почувствовала рядом с ней что-то близкое и родное. Ожила, стала раскрываться. Ей легко это делать, душа ещё помнит и чувствует дыхание Тайны. Хельда перенимает у Берты знания и с радостью несёт их людям. Вроде бы путь выбран и будущее очерчено. Но… В душе Хельды тоска, тоска именно по земной жизни, по жизни во плоти, в теле. Душа приходит на землю обрести опыт жизни либо в женское тело, либо в мужское - третьего не дано. Что же это такое быть и жить в женском теле? Именно этот вопрос в глубине сердца терзает героиню.

Поэтому для меня вполне закономерно появление в сказке животного, встреча героини с раненной волчицей. Законы стаи жестки и неумолимы, в ней нет места слабым и больным, тем, кто не в ладу со своей физикой. Хельда вступает в контакт с волчицей, помогает ей. Волчица вновь обретает силы, возвращается в стаю, к своим волчатам, к себе подобным. Этот эпизод сказки мне говорит о том, что перед Хельдой стоит задача вернуться к себе, к своей сути. Хельда в первую очередь человек, у которого есть тело, а у него свои потребности. Волчица – это женское плотское, это то, что объединяет героиню с другими людьми, даёт ощущение стаи, я, такая как другие. Героиня сказки, также как и автор сказки, интуитивно чувствует это и настроена на постижение этого. Какого это быть женщиной здесь, на земле? Она просит у волчицы в качестве исполнения её желания услышать зов своего сердца, узнать, почему оно так тоскует.

И тут в сказке появляется Он - Мужчина, человек, воин. Рядом с ним впервые в душе героини волнение, жжение в сердце. Рядом с Мужчиной начинает происходить пробуждение Женщины. Сердце героини начинает открываться новым, ранее неведанным ощущениям и чувствам. Сердечный центр является мостиком между душой и телом. По этому мостику душа вновь начинает своё когда-то прерванное и незаконченное вхождение в тело, соединяться с ним до конца. В сказке это отражает волшебный танец трансформации и преображения. Героиня в движении, в экстатическом танце вспоминает своё естество, к ней возвращается внутреннее знание своей сути, она пробуждается к новой жизни.

Душа андрогинна, в ней в гармонии живут и перетекают друг в друга женские и мужские энергии. Подлинно и всеобъемлюще на земле Женщина может существовать только рядом и вместе с Мужчиной. Постижение Женщины начинается с постижения животного женского. Начало этому было положено при встрече с волчицей. Именно животное является плотским. Волк в сказке, на мой взгляд, олицетворяет мужское, плотское. Женское плотское раскрывается и расцветает рядом с мужским плотским. Именно поэтому Хельда перерождается в волчицу, она соединяется со своей физической сутью. Волк уводит Хельду- волчицу в стаю, начинается новая жизнь. Человеческое, плотское является частью Божественного проявления. Оно естественно как солнце, воздух, вода. С этого начинается глубочайший путь познания кто же такой Человек. Человек, соединяющий в себе божественное –душу и земное –тело.

Сотворите свою сказку... Позвольте себе быть немного ребёнком и поиграть в сказку!

Запись на консультацию по тел. 953-31-80-968 или по скайпу galam555

Вас заинтересовала информация? Поделитесь в соцсетях!